Н.В.Гоголь


Комплект предназначен для организации самостоятельной работы учащихся на уроках литературы при изучении жизни и творчества писателей.

Комплект содержит:

•  пять одинаковых наборов по 16 раздаточных карточек формата А5 (21Х15 см), отпечатанных на мелованном картоне;

•  ЭЛЕКТРОННОЕ приложение на компакт-диске;

•  ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

РАЗДАТОЧНЫЕ КАРТОЧКИ предназначены для организации индивидуальной работы учеников всего класса, отдельной учебной группы или конкретного учащегося. В зависимости от типа урока, его целей преподаватель может выбрать наиболее целесообразные способы использования карточек в качестве раздаточного материала: для дополнения текста изучаемого произведения иллюстративной информацией; для контроля знаний; для выполнения творческих и других работ индивидуально или в группах.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к карточкам на компакт-диске построено по принципу интерактивной учебной презентации и предназначено для фронтальной работы в классе, оборудованном устройствами мультимедиапроекции. Электронная версия разработана для демонстрации материалов на большом экране. Данные материалы не приспособлены для работы на персональных терминалах (например, в компьютерных классах). В тех случаях, когда преподаватель передает электронное приложение ученику для индивидуального просмотра, он должен самостоятельно продумать методику и поставить учебную задачу.

Помимо демонстрационной функции электронное приложение поможет преподавателю в ходе подготовки к уроку за персональным компьютером. Информация с описанием работы с электронным пособием расположена на прилагаемом компакт-диске в файле readme .

ТОЛЬКО НА CD: Специальным знаком в методическом пособии обозначен дополнительный визуальный (аудио-визуальный) материал, помещенный для более полного раскрытия темы урока.

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ , содержит методические рекомендации по применению альбома и краткие информационные материалы к приведенным в нем изображениям.

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя изучаются в средней школе с 5-го по 11-й класс. Учащиеся знакомятся с биографией великого русского писателя и с такими его произведениями, как повести «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством» (из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»), «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» (из сборника «Миргород»), «Невский проспект», «Нос», «Шинель», комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души». Причем ряд произведений входит в обязательный стандарт, а ряд – предлагается для изучения по выбору учителя. В данном пособии в большей части представлен материал, иллюстрирующий обязательные для изучения произведения, вместе с ними в комплект входит несколько иллюстраций к повестям, не входящим в обязательный стандарт. В комплекте раздаточного изобразительного материала комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души» представлены не в полной мере, так как при изучении этих произведений учитель может воспользоваться серией диапозитивов.
    Каждое изображение сопровождают задания и вопросы, отвечающие целям и задачам уроков литературы. Работа с раздаточным материалом – это устное «рисование», описание, анализ изображенного, сопоставление с текстом, то есть все те задания, выполнение которых требует внимательного отношения к содержанию литературного произведения, развивает мышление и речь, обогащает знания учащихся сведениями из области искусствоведения. Вместе с этим разъясняются и закреплеются литературоведческие термины (композиция, характер, художественно-изобразительные средства и др.).
    Важно, чтобы работа с текстом и изобразительным материалом велась в единстве – в целях создания у школьников понятия об органическом целом словесно-выразительных и художественно-графических средств. Писатель может описывать события, происходящие в разное время и в разных местах, может дать пространную словесную характеристику герою, показать взаимоотношения персонажей в разных сюжетных ситуациях. Художник лишен такой возможности. Однако язык живописи помогает выразить и рассказать очень многое без слов. Состояние, мысли, чувства персонажа, авторская позиция по отношению к герою «прочитываются» с помощью изобразительно-выразительных средств (композиция, цветовое решение, жесты, мимика, позы). Порой то, что не сказано словами, бывает достаточно ярко показано на рисунке. Но умение увидеть это и понять изображение развито не у каждого. Задача учителя при работе с раздаточным материалом заключается и в том, чтобы научить ребят «читать» произведения живописи и графики. С этой целью в начале работы преподавателю необходимо пояснить роль средств невербального общения, обратить внимание детей на функции отдельных деталей изображения, показать значение цвета и расположения персонажей. Хотелось бы, чтобы учитель помог школьникам приобрести навыки анализа рисунка, репродукции или фотографии. Так, например, при работе с рисунком А.И. Константиновского «Гости у Городничего» важно указать на то, что Городничий и Анна Андреевна стоят в полный рост и лицом к зрителю, они достаточно освещены, в то время как другие персонажи изображаются в тени и с наклоненными головами. В дальнем углу комнаты за Городничим и его женой представлен едва заметный персонаж, но роль его на этом рисунке значительна, и она прочитывается в его взгляде и жесте, поясняющих изображенную ситуацию. Не каждый сразу заметит и портрет, висящий в комнате городничего, но ведь и эта деталь несет большую смысловую нагрузку. Для того чтобы дети поняли это, их надо спросить, чей это портрет, почему он представлен на рисунке, с какой целью. Как выразительны мимика и особенно жесты Антона Антоновича и Анны Андреевны! Сколько в них сказано! Учителю необходимо обратить внимание ребят на эти средства невербального общения, помочь осознать их функциональную значимость. Вопрос на оборотной стороне карточки («Как иллюстратор характеризует действующих лиц комедии?» ) способствует развитию умения «читать» изображение, анализируя художественно-графические средства.
     На одном листе может быть дано несколько изображений, подобранных таким образом, чтобы у школьника была возможность сравнительного анализа одного и того же персонажа, одной и той же ситуации, показанных разными художниками. Таким образом, одному ученику может быть предложено сразу несколько карточек. На оборотной стороне каждой карточки помещены вопросы и задания
.