С Богом я говорил бы по-испански, с мужчинами – по-французски, с женщинами – по-итальянски, с друзьями – по-немецки, с гусями – по-польски, с лошадьми – по-венгерски, а с чертями – по-чешски.
Карл V, Император Священной Римской империи
Обучение иностранным языкам с раннего возраста отнюдь не является педагогическим ноу-хау. Вспомним моду на немецких гувернеров, появившуюся в России в эпоху Петра I. Они приходили в знатный дом чуть ли не сразу после рождения младенца и оставались при нем на протяжении многих лет.
В конце XVIII – начале XIX века небывалую распространенность в России приобрел французский язык. Благодаря гувернерам-французам, которые общались с детьми на своем языке, постепенно всё российское светское общество заговорило по-французски. В двадцатом столетии, на смену некогда популярным немецкому и французскому языкам, приходит английский, получивший негласный статус международного делового языка. Даже в советские времена, когда шла «холодная война», считалось престижным устроить своё чадо в языковую спецшколу, где преподавание иностранного начиналось раньше, чем в обычных школах.
Многие современные родители стремятся научить своих детей иностранному языку чуть ли ни с пеленок. Для чего это нужно, если до заполнения заветной графы Language Skills в резюме, у ребенка есть в запасе ещё лет двадцать как минимум?
Не будем рассматривать частные ситуации, когда ребенок, например, является плодом интернациональной любви или с младенческого возраста демонстрирует исключительные лингвистические способности. Кто-то готовит ребенка в школу с углубленным изучением иностранного языка. Кто-то стремится воспитать свое чадо в космополитическом духе. Некоторые родители переносит на детей свои нереализованные желания. Для других изучение иностранных языков – это дань моде или символ прогрессивных взглядов. Есть категория родителей, поддающаяся стадному чувству: «У всех дети учат язык, а мой что – хуже»? Наконец, просто «чтобы было, чем заняться» или «для общего развития».
В каком же возрасте лучше начинать языковые занятия? По этому вопросу спорят не только родители, но и преподаватели, психологи и психолингвисты.
Отечественные (Л.С. Выготский, Л.В. Щерба, С.Л.. Рубинштен) и зарубежные исследователи (Б. Уайт, Д. Брунер, У. Пенфилд, Р. Робертс, Т. Элиот) единодушны в том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый.
Наиболее благоприятен для изучения языков так называемый «сенситивный период», который учёными определяется по-разному. Например, Т. Элиот полагает, что он длится с 1,5 до 7 лет, В. Пенфилд и Р. Робертс – с 4 до 9 лет.
«Существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий», – пишут авторы книги «Речь и механизмы мозга» В. Пенфилд и Р. Робертс.
На сегодняшний день можно выделить три подхода к обучению детей иностранным языкам. Поговорим о плюсах и минусах каждого из них.
Чем раньше – тем лучше! (0-2 года)
Некоторые родители убеждены, что начинать обучать ребенка иностранным языкам можно еще до его рождения. На одном из Интернет-форумов молодая мама делится своим опытом: еще во время беременности она включала своему «животику» песенки и сказки на английском языке.
Жизнь грудного младенца наполнена впечатлениями и открытиями. В первый год жизни ребенок получает огромное количество информации. Стоит ли тратить его драгоценную энергию еще и на иностранные языки?
Оказывается, стоит. На совещании экспертов ЮНЕСКО и Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Москва, 1985) было отмечено, что малыши, изучающие иностранный язык с раннего возраста, лучше развиваются – они легче запоминают и усваивают информацию (не только языковую), более внимательны, у них лучше развито воображение, абстрактное и образное мышление.
«Самое лучшее – разговаривать с ребенком на иностранных языках со дня его рождения, – говорит директор школы «Интеллект» Каринэ Нещерет, – Это развивает слух, дает понятие о звуковом разнообразии мира».
Никого не удивляет, когда родители объясняют полугодовалому малышу, что собачка говорит «гав-гав», кошечка – «мяу-мяу», птичка – «чирик-чирик». Почему же нельзя учить ребенка элементарным словам из речи человеческих существ, пусть даже живущих в другой точке земного шара – «dog», «cat», «bird»?
Ребенка в возрасте от года до двух смело можно назвать «лингвистическим гением». «Никогда ребенок не будет способен на усвоение языковых кодов так, как это происходит в этом возрасте, – говорит логопед Галина Ишпахтина. – В полтора года только начинает прорезываться фраза, ребенок еще не овладел фонетикой, несовершенна артикуляция, но он уже с интенсивной скоростью осваивает словарь! Некоторым детям можно давать сразу два языка именно в этот период».
Искать официально одобренные и рекомендованные программы раннего обучения языкам бесполезно – их просто нет. Существуют только «авторские методики», придуманные лингвистическими школами и центрами раннего развития, а также наработки «продвинутых» родителей, которыми они с удовольствием делятся на Интернет-просторах.
Основной смысл занятий в год-два заключается в том, чтобы привить малышу «чувство языка». Ребенок в этом возрасте старается слушать, запоминать и повторять. Для него нет разницы, что запоминать – главное, чтобы это преподносилось интересно, весело и увлекательно!
В этот период нужно уделять особое внимание развитию фонематического восприятия малыша. Помимо прослушивания английских сказок, песенок и просмотра мультиков, можно просто общаться с ним на иностранном языке. Психологи часто советуют мамам «проговаривать» действия с малышом – «Маша проснулась. Давай одеваться! Маша взяла игрушку. Какая красивая пирамидка!» Точно так же можно комментировать происходящее и на английском языке. Если ребенок привыкнет к мелодике языка – впоследствии этот язык не будет ему чуждым, а значит, не возникнет пресловутого языкового барьера, с которым не каждый взрослый может справиться даже после многих лет обучения.
Научившись правильно слышать иностранные слова, малыш со временем научится их правильно воспроизводить. У него не возникнет сложностей с произношением, что тоже весьма актуально для русскоязычного населения, ведь всем известно, что русский акцент практически неистребим.
Всему своё время (3-6 лет)
Достаточно распространенная точка зрения заключается в том, что прежде чем браться за иностранный язык, нужно как следует освоить родной.
Есть вероятность, что ребенок, изучающий иностранный язык параллельно с русским, заговорит позже своих сверстников, будет делать больше ошибок при построении фраз, ведь его мозг с трудом отделяет грамматические правила одного языка от правил второго.
Ребенку, не научившемуся правильно произносить звуки родного языка, будет сложно освоить звуки иностранного. Например, французский язык предполагает грассирование, английский – продувное и межзубное произношение ряда звуков, что противоречит русской артикуляции. Малыш может в конце концов запутаться.
«Лучше всего начинать изучать иностранный язык с 3-6 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он относится сознательно, – рекомендует журнал «Иностранные языки в школе». – Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке»
По каким же критериям можно понять, что ребенок готов к усвоению иностранного языка? – Он должен понимать обращенную к нему речь, грамотно строить предложения, иметь хороший словарный запас, правильно произносить звуки, использовать в разговоре большинство частей речи.
«Обучаться другому языку можно тем детям, которые хорошо говорят, которые могут составить предложение из 5 слов, а также у них должно быть развито слуховое восприятие, то есть чувство ритма, – рассказывает руководитель детского психологического центра «Ракушка» Юлия Барахнина. – Изучение иностранного языка у детей дошкольного возраста проходит именно на слух, грамматику им не преподают. Ребенок должен понимать язык, поэтому браться за это стоит именно после трех лет».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что в этом возрасте ребёнок еще не может любить язык как таковой. Если он понимает, и его понимают окружающие, то у ребёнка для изучения иностранного языка нет мотивации (залог успеха любой деятельности, в том числе и обучения).
Аргументы о востребованности иностранного языка, о перспективах трудоустройства в международную корпорацию, даже для шестилетнего ребенка – такие же пустые слова, как и для годовалого.
Для маленького ребенка основной мотив – это игра, интересное времяпровождение, поэтому важно, чтобы языковые уроки проводились в непринужденной атмосфере, не напоминали «академические» занятия.
В 4-6 лет малыш вполне может ходить на языковые курсы или заниматься с приглашенным учителем на дому. Но особая радость для ребенка – посидеть на диване рядом с папой и мамой, так почему бы не полистать при этом яркую книжку с картинками или комиксы на английском языке?
Чтобы заинтересовать малыша иностранным языком и поддерживать этот интерес, важно заниматься с ним любимым делом. «Нравится ребенку петь, – пойте, любит рисовать – рисуйте, но с комментариями на иностранном языке, – рекомендуют преподаватели языковых курсов для малышей «BabyLand». – Не может оторваться от компьютера – загружайте не стрелялки, а обучающие программы». Можно подключить спутниковое телевидение и подписаться на англоязычные детские каналы. Кроме того, сейчас в продаже есть множество аудио- и видеокурсов, рассчитанных на детей – «Английский для трехлеток», «Английский для малышей» и т.д.
Отличным вариантом для обеспеченных родителей может стать устройство ребенка в международный детский сад. Такие сады есть в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных российских городах. Воспитатели в них – как правило, носители языка, при чем не обязательно традиционного английского. Например, в московском детском саду «Хедер Менахем» общение происходит на иврите, а в «P'tit Cref» – на французском языке.
Никогда не поздно! (с 7-9 лет)
Некоторые родители считают, что «забивать голову иностранными словами» – ни что иное, как издевательство и лишение ребенка законно полагающегося детства. Они убеждены, что мода на изучение иностранных языков с пеленок насаждается, прежде всего, центрами развития детей и языковыми курсами, которые зарабатывают на этом деньги. Не совсем понятна и целесообразность раннего изучения других языков в стране, где все говорят по-русски.
С ними согласна и часть педагогов. «Лично я считаю, что начинать учить иностранному языку детей нужно не раньше, чем со второго-третьего класса школы. Я не вижу никакого смысла затевать это раньше, если, конечно, Ваша семья не проживает в Лондоне или Нью-Йорке, – полагает автор сайта «Изучение и преподавание иностранных языков», преподаватель и переводчик английского языка Александр Соболев. – Ко второму классу станет ясно, насколько Ваш ребенок оказался готов к школе, и как у него там идут дела. Ведь если есть проблемы с учёбой или здоровьем, то стоит ли вообще дополнительно нагружать его иностранным языком?»
Все существующие традиционные методики обучения рекомендованы именно для детей школьного возраста. Они рассчитаны на учеников, обладающих сознательным восприятием, устойчивым вниманием, логическим мышлением, навыками самоконтроля, умением слушать педагога и понимать учебные задачи. Практически все программы предполагают одновременное усвоение устной и письменной речи иностранного языка.
Даже сторонники раннего обучения детей языку согласны, что осваивать иностранный алфавит лучше после того, как ребенок научится как следует читать и писать по-русски. Ведь в разных языках многие буквы выглядят одинаково, а читаются по-разному, что может привести к путанице. То же самое относится и к грамматическим правилам иностранного языка, постичь которые в состоянии только ребенок школьного возраста.
Некоторые дети к поступлению в школу уже довольно бойко говорят по-английски. Чувствуя свое преимущество перед сверстниками, они зачастую «расслабляются» – не прикладывают особых усилий к выполнению домашних заданий, не уделяют внимания грамматике. Поэтому нередко «неподготовленные» одноклассники еще в начальной школе не только догоняют, но и опережают их по уровню знаний. Кстати, это актуально не только для иностранного языка, но и для других школьных предметов.
Вышеупомянутые «биологические часы мозга» и «сенситивный период», длящиеся до 9 лет – это, конечно, хорошо, но не стоит недооценивать и роль мотивации в учебном процессе. 9-10 летнему ребёнку проще объяснить те блага, которые предоставит ему владение иностранным языком. При чём речь может идти не только об отдаленных перспективах. Например, во многих школах крупных городов практикуется «международный культурный обмен», когда европейские или американские дети гостят в российских семьях, а наши – отправляются к иностранным сверстникам с ответным визитом. В заграничные поездки обычно берут только хорошо успевающих учеников, что может послужить для ребенка неплохим стимулом «подтянуть» свой иностранный язык.
Наверное, все согласятся с тем, что погружение в языковую среду – наиболее эффективный способ овладения иностранными языками. Различные летние языковые программы, предполагающие выезд за рубеж, также рассчитаны на учащихся средних и старших классов.
Во многих европейских странах, на которые мы привыкли равняться, язык начинают учить с 10 лет. И это, кстати, ничуть не мешает взрослым гражданам знать по 2-3 иностранных языка. Практика показывает, что любой язык успешно осваивается в 12, 14 или 16 лет. Имея базовые «школьные знания», подросток или взрослый при интенсивных и мотивированных занятиях (а, тем более, в языковой среде!) может довести свой иностранный язык до блестящего уровня за 3-4 месяца.
Так что не переживайте, если Вы до школы не научили своего ребенка изъяснятся по-английски – ещё не все потеряно!
Иностранные языка: исключения из правил
Теперь, наверное, многие родители окончательно запутались… Так какой же возраст считается оптимальным для того, чтобы приступать к изучению иностранного языка?
Народная мудрость гласит: «Каждая мама знает, что лучше для её ребенка!». Но будет не лишним и проконсультироваться со специалистами – психологом и логопедом, которые помогут принять решение.
Существуют определенные «противопоказания» для раннего изучения иностранных языков.
Прежде всего, психолог должен оценить мышление ребенка, которое, как известно, тесно связано с речью. Если пятилетний ребенок не может обобщить предметы или охарактеризовать их (арбуз круглый, зеленый, сладкий), путает овощи с фруктами или птиц с животными – лучше сосредоточить все усилия на психическом развитии малыша. Оценить мышление можно не только у говорящего ребенка. Например, в полтора года малыш должен понимать и выполнять несложные просьбы («принеси мячик», «покажи, где в книжке собачка»).
Избегать языковых нагрузок следует и детям, склонным к неврозам. Родителям стоит обратить внимание на такие тревожные сигналы, как быстрая утомляемость или, наоборот, гиперактивность, головные боли, заикание, тики, энурез и т.д.
К сожалению, сейчас не редкость – логопедические проблемы у детей: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, нарушение звукопроизношения. Если ребенок плохо выговаривает звуки и не правильно строит предложения – ему также лучше повременить с иностранными языками.
Даже если у ребенка нет явных речевых дефектов, важно обратить внимание и на его словарный запас. «Многие родители, нагружая ребёнка различными факультативными (в том числе и языковыми) занятиями, забывают о развитии родной речи, – говорит логопед Галина Ишпахтина, – Мало нормального звукопроизношения. Важно, чтобы ребенок пользовался всем богатством словаря русского языка, чтобы он умел строить красивую развернутую фразу, связно высказываться. Диву даешься, насколько беден язык некоторых подростков! А ведь родители в свое время могли научить их красивому литературному русскому языку».
Наконец, бывает, что изучение языков просто не входит в список талантов или интересов ребенка. Родители с сожалением отмечают, что достижения их чада в области иностранного языка явно не соответствуют затраченному времени, силам и средствам. Зато он любит рисовать, успешно осваивает нотную грамоту или с удовольствием занимается плаванием. Заставляя ребенка заниматься любой ценой, можно вызвать в нём стойкое отвращение к любому предмету. Может быть, такому ребенку будет достаточно английского языка в рамках школьной программы? В конце концов, помимо иностранных языков, существует множество других возможностей для развития и самореализации ребенка!